Док для ледоколов уплывает от китайцев

Док для ледоколов уплывает от китайцев

Док для ледоколов уплывает от китайцев

«Росатом» вновь отклонил заявку верфи Jiangsu Dajin

«Коммерсантъ» от 31.05.2021, 18:45

Переигранный конкурс на строительство плавучего дока для атомных ледоколов «Атомфлота» вновь завершился признанием «пригодной» лишь одной заявки — турецкой Kyzey Star Shipyard. Остальные две заявки были отклонены, в том числе от китайской Jiangsu Dajin, которая в прошлый раз подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Комиссия признала, что китайская верфь так и не подтвердила в должной форме свой опыт, а также наличие необходимых мощностей и кадровых ресурсов. Юристы поясняют, что теперь у участников, чьи заявки были отклонены, есть пять дней на обжалование, в противном случае контракт с единственным поставщиком может быть заключен уже в июне.

Турецкая Kyzey Star Shipyard второй раз осталась единственным допущенным претендентом в конкурсе на строительство плавучего дока почти за 5 млрд руб. под атомные ледоколы подведомственного «Росатому» ФГУП «Атомфлот». Как следует из протокола заседания комиссии по отбору заявок и подведения итогов, закупка признана несостоявшейся. С Kyzey Star Shipyard планировалось подписать контракт еще в апреле (см. “Ъ” от 6 апреля). Однако один из участников конкурса — китайская верфь Jiangsu Dajin Heavy Industry Co. LTD — подала жалобу в ФАС, которую ведомство признало законной (см. “Ъ” от 20 апреля). В итоге «Атомфлоту» пришлось возобновить конкурс и продлить сбор заявок.

«Атомфлот» уже год пытается найти подрядчика для строительства плавучего дока, который необходим для проведения доковых ремонтов атомных ледоколов, в том числе новой серии «Арктика» проекта 22220 и судов атомно-технологического обеспечения.

  • Док должен быть построен за 29 месяцев с момента подписания контракта.
  • Деньги на его создание выделяет сам «Атомфлот».
  • Длина дока — не менее 220 м, ширина — около 48 м, высота понтона — около 6 м, грузоподъемность — около 30 тыс. тонн.
  • Максимальная цена контракта, включая нулевой НДС,— 4,983 млрд руб.

Российские верфи, включая Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), не подавали заявок на конкурс. Источники “Ъ” в судостроении отмечали, что предприятия давали цену в полтора-два раза выше, объясняя это высокими накладными расходами, отсутствием проекта, высокой насыщенностью и большой металлоемкостью. Кроме того, оставалась и проблема свободных мощностей, готовых быстро и дешево построить док длиной более 200 м. Глава ОСК Алексей Рахманов в интервью PortNews предполагал, что и за рубежом док не построят, «а если и построят, то не очень понятно, как его потом обслуживать». Собеседники “Ъ” изначально называли Kyzey основным претендентом на получение этого заказа. Верфь сейчас достраивает два парома на СПГ для линии Усть-Луга—Балтийск.

Изначально на конкурс было подано три заявки — Kyzey, предложившей цену 4,981 млрд руб., турецкой Epic Denizcilik ve Gemi Insaat A.S., готовой выполнить заказ за 4,45 млрд руб., и китайской Jiangsu Dajin за 4,57 млрд руб.

По итогам обработки заявок Epic Denizcilik было отказано в участии в закупке и направлены запросы на уточнение от Kyzey и Jiangsu Dajin.

По результатам повторного рассмотрения заявок Jiangsu Dajin вновь было отказано в участие. Комиссия ссылается на несоответствие заявки компании закупочным документам, касающимся подтверждения завершенных в 2018–2021 годах договоров на работы по сооружению судов, оформленных в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

  • В частности, Jiangsu Dajin представила справку об опыте выполнения договоров, в которой указал 55 договоров на поставку различного оборудования, но не документы, подтверждающие выполнение работ по сооружению судов.
  • Компания представила справку об опыте, в которой упоминаются десять контрактов общей стоимостью 13,6 млрд руб., но без должного указания стоимости работ, выполненных самой верфью в 2018–2021 годах, отмечается в протоколе.
  • Кроме того, комиссия указывает, что Jiangsu Dajin не предоставила документов, подтверждающих наличие и исправное состояние достроечной набережной длиной не менее 520 м и глубиной у причальной стенки не менее 10 м, наличие необходимых грузоподъемных механизмов, окрасочной камеры, гидравлического пресса с усилием не менее 400 тс и машины плазменной резки.
  • Также Jiangsu Dajin не смогла подтвердить необходимое количество кадровых ресурсов — предоставленная справка содержала информацию о Jiangsu Green Heavy Industrial Co. Ltd, «не являющейся участником закупки».

Собеседники “Ъ” в отрасли опасались, что необходимость нового опроса всех участников и жалоба в ФАС приведут к затягиванию сроков строительства. Заместитель главы «Росатома», глава дирекции Севморпути Вячеслав Рукша в интервью “Ъ” 15 декабря 2020 года говорил, что новый док необходим «точно к осени 2024 года».

Участник закупки, заявка которого была отклонена, может обжаловать действия организатора закупки в ФАС в течение пяти дней после публикации протокола закупочной комиссии, говорит адвокат Forward Legal Олег Шейкин. Если этот срок пропущен или контракт с единственным участником уже заключен, тогда обжаловать действия организатора закупки можно только в судебном порядке, поясняет он. Юрист также напоминает, что, если на участие в закупке было подано несколько заявок, но допущена к участию только одна, закупка признается несостоявшейся, но закон допускает возможность заключения контракта с единственным поставщиком.

Анастасия Веденеева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

10 + девять =