Лавна ставит на привлечение

Лавна ставит на привлечение

Лавна ставит на привлечение

Порт планирует установить очень низкую цену перевалки

Газета «Коммерсантъ» №82 от 18.05.2021, стр. 9

Государственная транспортная лизинговая компания планирует привлечь угольщиков в порт Лавна необычно низкой ставкой перевалки в $7,2 за тонну — при ценах в других портах в $9–15 на начало года. Собеседники “Ъ” считают, что такая ставка убыточна для порта, но эксперты полагают, что за ее счет можно привлечь дополнительные объемы. Пока готовность переваливать уголь через Лавну выразили Центр развития портовой инфраструктуры и «СДС-Уголь», которые должны обеспечить 18,6 млн тонн до 2024 года. Но у проекта остаются сложности и с железной дорогой, новый госконтракт на строительство которой до сих пор не заключен.

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) планирует установить ставку по перевалке грузов в порту Лавна в $7,2 за тонну, следует из протокола совещания у первого вице-премьера Андрея Белоусова от 29 апреля (копия есть у “Ъ”). К середине июня Минтранс с профильными ведомствами должны провести экспертизу ее обоснованности. Как следует из январских данных Минэнерго (есть у “Ъ”), стоимость перевалки угля в портах Северо-Запада составляла порядка $9 за тонну, в Тамани — $13,8 и в восточных портах — $15.

Согласно утвержденной «дорожной карте», с 2023 года планировалось перегружать через Лавну 18 млн тонн. Как писал “Ъ” 5 апреля, готовность загрузить терминал подтвердили лишь две компании — получивший 30% в Морском торговом порту (МТП) «Лавна» Центр развития портовой инфраструктуры (ЦРПИ, по словам собеседников “Ъ” на рынке, связан со структурами Бориса и Аркадия Ротенбергов, но их представитель это опровергает) и «СДС-Уголь» Михаила Федяева, имеющий 25%. Как следует из протокола, у ЦРПИ есть юридически обязывающие соглашения по ежегодным объемам угля до 6 млн тонн в 2023 году и до 13 млн тонн в 2024 году. «СДС-Уголь» выразил готовность переваливать в Лавне 5,6 млн тонн угля. В документе уточняется, что у УГМК Искандара Махмудова и Андрея Бокарева отсутствует заинтересованность в перевалке в соответствующем направлении.

Порт Лавна — ключевой объект Мурманского транспортного узла, решение о его строительстве было принято в 2012 году. Проект должен реализовываться по концессии, а его окупаемость должна быть гарантирована контрактами по схеме take-or-pay. Помимо ЦРПИ и «СДС-Угля», доли в проекте получили «Бизнесглобус», действующий в интересах Андрея Бокарева (30%), «РЖД—Инфраструктурные проекты» (10%) и ГТЛК (5%). В конце 2020 года ЦРПИ выражал готовность увеличить свое участие, купив 30% у другой компании. Стоимость строительства угольного терминала «Лавна» — 36,2 млрд руб.

В рамках проекта государство должно построить железную дорогу Выходной—Лавна. Но госконтракт на 45 млрд руб. на ее строительство был расторгнут в конце 2020 года (см. “Ъ” от 11 ноября 2020 года). Как следует из протокола, новый госконтракт «в установленные правительством сроки» Минтранс так и не заключил — в том числе из-за дефицита бюджетных средств и отсутствия положительных заключений ведомств на документы по определению единственного исполнителя закупки. До 1 июля Минтрансу поручено принять «исчерпывающие меры» для заключения госконтракта.

В Минтрансе, ГТЛК, «Мечеле», Evraz, СУЭК и «Сибантраците» тему не комментировали. Источник “Ъ” на рынке напоминает, что падение европейского рынка угля больше всего отразилось на перевалке Прибалтики. Порядка 10 млн тонн грузов повернулось на порты РФ на северо-западе и еще столько же на Тамань, поясняет он. Небольшой прирост объемов отгрузки в 2021 году на запад и юг, скорее всего, увеличит перевалку на Тамани, и откуда возьмутся дополнительные объемы на Лавну, неясно, говорит он. По его словам, названная ставка в $7,2 за тонну экономически убыточна и не окупает инвестиции в портовую инфраструктуру. «Очевидно, что Лавну хотят загрузить за счет нерыночных механизмов»,— отмечает другой собеседник “Ъ” среди угольщиков. Но управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что для грузоотправителей ставка в $7,2 за тонну привлекательна даже в случае снижения цен на рынке угля. В отдельных портах, добавляет он, стоимость погрузки для сторонних грузоотправителей превышает $12–14 за тонну.

Анастасия Веденеева, Евгений Зайнуллин

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

8 − 7 =