Автомобили дорожают с трудом
Главное обновление ценового ряда отложено на осень
Газета «Коммерсантъ» №146 от 18.08.2021, стр. 7
Цены на автомобили в РФ замедлили рост после пересмотра в мае—июне даже на фоне сохранения дефицита машин на рынке. Та же ситуация складывается на вторичном рынке, но уже в связи с летним падением спроса. Очередное повышение стоимости дилеры ожидают в сентябре—октябре. Но участники рынка и эксперты надеются, что в целом во втором полугодии подорожание удастся удержать в пределах 2–5%.
Темпы повышения цен на автомобили на российском рынке к концу лета стали замедляться, говорят опрошенные “Ъ” дилеры. В «Авилоне» отмечают, что бренды «наконец отыграли прошлогоднее ослабление рубля». По брендам, представленным у Fresh Auto, в июле цены выросли в среднем на 0,6%, тогда как в июне речь шла о 4–5%, говорит гендиректор компании Денис Мигаль. Глава ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов отмечает, что и в августе глобального обновления ценников пока нет, «ничего сверхординарного» не ожидается и в начале сентября.
По данным «Автостата», с начала августа 16 марок обновили свои прайс-листы. У Volkswagen подорожал Passat — на 52 тыс. руб. (1,8–2,4%). Предыдущее повышение было в июне (на ту же величину в процентах), следует из данных «Цена Авто». Модели Suzuki в августе подорожали на 10–30 тыс. руб. (0,5–1,8%). На SX4 и Vitara прайс-листы обновлялись в июне, а на Jimny — в мае. Также подорожали четыре из пяти моделей Mitsubishi — на 10–100 тыс. руб. (0,4–3,4%). Модели Toyota, за исключением Land Cruiser 300, подорожали на 30–224 тыс. руб. (0,2–4%).
Российский УАЗ в конце июля повысил цены на весь модельный ряд на 35 тыс. руб. (2,2–4,1%). В августе цена выросла еще на 10 тыс. руб. (0,6–1,1%) на все комплектации пассажирских внедорожников «Патриот» и «Пикап», а также коммерческого семейства.
Китайский Haval обновил цены сразу на три модели: так, стоимость кроссовера F7 выросла на 1,5–1,9%, купе-версии F7x — на 1,4–1,9%, внедорожника Haval H9 — на 0,9–1,1%. Две модели GAC GS5 и GS8 подорожали впервые с 2020 года — на 5%. Стоимость трех из четырех моделей Chery (Tiggo 4, Tiggo 7 Pro и Tiggo в августе выросла на 10–20 тыс. руб. (0,5–1,4%).
При этом дефицит новых автомобилей сохраняется, говорят в «Авилоне»: «В августе нехватка по сравнению с июлем по некоторым брендам увеличилась на фоне каникул на заводах, но в дальнейшем мы ожидаем приход машин и улучшение ситуации». Владимир Попов отмечает, что по некоторым брендам выделенная дилеру месячная квота полностью выбрана уже сейчас. Глубина контрактования достигает четыре-пять месяцев по более дорогим моделям и один-полтора месяца в массовом сегменте, добавляет топ-менеджер: сегодня в выдаче машины, которые были законтрактованы в феврале—апреле, и, «судя по всему, в осенний сезон авторынок войдет с тотальным дефицитом».
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что бренды, у которых сохраняется сильный дефицит, могут откладывать обновление ценников. Но в среднем он видит тенденцию к повышению, что может следовать даже из продолжающегося роста цен на автомобили в Европе. В то же время в сегменте машин с пробегом увеличение средней цены резко замедлилось, поскольку летом спрос упал. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» ожидает роста цен на 2–5% во втором полугодии против 7–12% за январь—июнь.
Прайс-листы на сентябрь в основном пока не поступили к дилерам. Но в «Авилоне» говорят, что в сентябре произойдет повышение цен на BMW: бренд анонсировал рост рекомендованных розничных цен в среднем на 1,8%. Денис Мигаль ожидает подорожания Renault: «С учетом того, что цены не поднимали в августе, средняя стоимость автомобиля может вырасти на 1,5%». Также на 2%, по его оценке, вырастут цены на Peugeot и Ford. Обычно к осени производители в целом обновляют прайс-листы, подчеркивает он. Гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский полагает, что 90% брендов изменят цены с сентября или октября.