Инвестиции упали на краснодарскую почву
Французская RAGT купит 49% поставщика семян
Газета «Коммерсантъ» №113 от 02.07.2021, стр. 9
На российском рынке семян создается первое совместное предприятие с иностранным капиталом. Французский поставщик RAGT купит 49% компании «Росагротрейд» с семеноводческим центром в Краснодаре, что может обойтись в 1 млрд руб. После сделки компания намерена занять 10% рынка семян кукурузы и подсолнечника в России за пять лет. Сделать это будет сложно: в сегментах уже доминируют глобальные игроки уровня Bayer, которые только наращивают присутствие.
Французская RAGT Semences SAS договорилась о покупке 49% краснодарского поставщика семян «Росагротрейд», сообщили “Ъ” представители сторон. RAGT Semences занимает третье место в Европе по продажам семян кукурузы, также поставляет подсолнечник, сорго, сою и пр. Основана в 1919 году фермерами в Авероне, семьи которых остаются акционерами компании.
Условия сделки не раскрываются. Управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк, считает, что «Росагротрейд» можно оценить примерно в одну годовую выручку (2–2,8 млрд руб. последние три периода), а стоимость сделки в первую очередь зависит от числа патентов компании. Директор по стратегии развития направления «Семеноводство» ГК «Прогресс Агро» (ранее — агрохолдинг «Кубань», основан Олегом Дерипаской) Надежда Николаенко говорит, что сделка между RAGT и «Росагротрейдом» — первый пример слияния иностранной и российской компаний в семенном бизнесе в России.
По словам представителя «Росагротрейда», совместное предприятие планирует частично перенести проведение селекционной программы на территорию РФ, что позволит выводить новые сорта и гибриды культур, максимально адаптированные к региональным условиям.
В перспективе пяти лет компания планируют достичь 10% рынка семян кукурузы и подсолнечника РФ, а также увеличить долю в странах СНГ. По данным Минсельхоза, в 2019 году в России посеяно 78 тыс. тонн семян кукурузы и 37 тыс. тонн подсолнечника. Доля иностранных семян в этих категориях — 54% и 63% соответственно.
Согласно Kleffmann Group, только в сегменте кукурузы почти 40% поставок семян приходилось совместно на глобальные Corteva, Syngenta и Bayer. Руководитель клиентского маркетинга дивизиона Crop Science Bayer в СНГ Мария Внучкова говорит, что большинство крупных производителей семян локализуют свое производство гибридов: по итогам 2020 года 50% такой продукции Bayer было выпущено в РФ, и компания планирует довести долю до 80%. Но ниша на рынке есть всегда, а продажи зависят в первую очередь от качества гибридов, указывает госпожа Николаенко. По ее словам, «Прогресс Агро» планирует выйти на объем поставок 10 тыс. тонн семян кукурузы в год и начать продажу семян подсолнечника.
Гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько говорит, что кукуруза и подсолнечник — два главных и динамично растущих рынка семян гибридов в России.
«Рынки весьма конкурентные, на каждом есть лидеры, в том числе международные компании, с устойчивой репутацией и высокими долями»,— говорит он. Директор «Совэкона» Андрей Сизов добавляет, что рынок гибридов в России фактически ограничен кукурузой, подсолнечником и свеклой, для выращивания других культур используются семена собственных растений. По его словам, конкурировать можно за счет маркетинговых инструментов, но проблема в том, что экспорт кукурузы и подсолнечника сегодня ограничивается, что негативно влияет на рентабельность аграриев и грозит снижением спроса на гибриды, в первую очередь более дорогие импортные.