Ритейлерам опять дают бонусы
Но против выступают поставщики
Газета «Коммерсантъ» №110 от 29.06.2021, стр. 10
Новый виток спора за бонусы между поставщиками и ритейлерами инициировал депутат Госдумы из фракции «Единая Россия» Иршат Минкин. Он успел перед парламентскими каникулами внести законопроект, выводящий дистрибуторов из-под нормы, ограничивающей размер бонусов для торговых сетей. Производители крайне негативно отнеслись к этой инициативе, посчитав это «лазейкой» для ритейлеров, чтобы получать дополнительные премии от контрагентов.
Внесенный в Госдуму депутатом Иршатом Минкиным законопроект, выводящий дистрибуторов из-под нормы, которая ограничивает размер бонусов торговых сетей по закону «О торговле», размещен на сайте нижней палаты парламента. Там указывается, что документ принят к рассмотрению.
Принятые почти четыре года назад поправки к закону «О торговле» ограничили совокупный размер бонусов, взимаемых ритейлом с поставщиков, до 5% от цены товара. Вырученная сумма должна направляться на рекламные, маркетинговые, логистические и другие услуги. Кроме того, закон сократил сроки оплаты товаров поставщикам с 10–45 дней до 8–30 дней в зависимости от длительности хранения продукции. Эти условия, закрепленные в законе, стали компромиссом в многолетнем споре поставщиков и ритейлеров. Первые заявляли, что отказ оплачивать сетям премию приводил к замораживанию закупок. Вторые настаивали, что эти выплаты необходимы в том числе для продвижения продукции.
Инициатива депутата по изменению существующего баланса не понравилась производителям. В случае принятия законопроекта на рынке могут появиться подконтрольные сетям дистрибуторы и логистические структуры, которые будут обходить ограничения по бонусам, опасается руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. «Сейчас ритейлеры активно развивают собственные каналы дистрибуции, поэтому такие нововведения могут стать «лазейкой» для получения дополнительных бонусов с производителей продукции»,— соглашается зампредседателя правления объединения «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
Опрошенные “Ъ” крупные ритейлеры не стали комментировать новый законопроект. Связаться с депутатом Иршатом Минкиным в понедельник не удалось.
Господин Юшин поясняет, что сейчас все вопросы регулирования торговли обсуждаются сетями и поставщиками в рамках Межотраслевого экспертного совета (МЭС). «Существует понятийная договоренность, что поставщики и ритейлеры не инициируют изменения в законе «О торговле» без обсуждения с членами МЭС. Это сделано в том числе, чтобы не появлялись инициативы, подобные этой»,— говорит эксперт. Сейчас найден баланс между производителями и торговыми сетями, все стороны приспособились к существующим условиям, добавляет директор Плодоовощного союза Михаил Глушков.
Сергей Юшин не исключает, что к появлению законопроекта подтолкнули участники рынка, не входящие в МЭС. Если же законопроект будет принят, то это демонтирует созданную на рынке ритейла систему саморегулирования, считает эксперт. «И все договоренности, которые розничные сети и их поставщики достигли в рамках Кодекса добросовестных практик, развалятся»,— добавляет он.
Между тем еще два года назад Минпромторг в своем отчете об эффективности вступивших в июле 2016 года поправок к закону «О торговле» указал, что эти изменения отрицательно сказались на рентабельности 45% розничных сетей и поставщиков (см. “Ъ” от 23 апреля 2019 года). Тогда же более 80% из 1,5 тыс. поставщиков и представителей торговых сетей, опрошенных Минпромторгом, назвали эффективность поправок низкой. А для 45% респондентов меры стали причиной роста издержек. Так, уменьшение совокупного размера выплат привело к падению доходности у 17,5% сетей и поставщиков. Однако тогда ряд производителей продуктов заявляли “Ъ”, что отчет министерства разработан в интересах ритейла и части дистрибуторов, пытающихся доказать вред госрегулирования.